Сплавы и металлы, применяемые в художественном литье, дают возможность воспроизводить любую сложную скульптурную и архитектурную композицию.
Бронза по своим пластическим свойствам дает возможность выполнять в ней тонкие и ажурные композиции и любые нюансы лепки и фактуры.
Этот металл призван решать монументальные задачи в скульптуре и архитектуре.
Одновременно бронза является и универсальным пластическим материалом обладающим большим диапазоном применения.
Поверхность бронзы обладает исключительными декоративными качествами, богатством цветовой окраски и световой игры, это единственный металл, которому можно искусственно придать цвет античной патины.
Для придания художественному изделию из бронзы четких форм и выразительности используют чеканку, которая дает возможность получить такую декоративную отделку, которую невозможно получить лепкой. Чеканкой поверхность бронзы готовится к последующей декоративной отделке – патинированию.
Патинирование в заданный тон осуществляется нанесением на поверхность бронзы соответствующих растворов - реагентов, образующих на ней оксидную пленку химическим путем. Оксидирование сообщает поверхности металла не только декоративные качества, но и способность рассеивать свет, а также предохраняет металл от действия вредных реагентов, находящихся в воздухе.
Оксидирование уменьшает блеск, присущий бронзе, смягчает имеющиеся на поверхности переходы – от выпуклостей к углублениям рельефа. В то же время оксидирование, подчеркивая формы или рельеф, способствует выразительности. Искусственно нанесенные декоративные пленки имитируют естественно образующиеся на бронзе окислы.
Обычно изделия из бронзы тонируют в зеленоватые цвета. Зеленый цвет с соответствующими цветовыми переходами в рельефах воспринимается как наиболее мягкий и обобщающий, поэтому тонирование под «древнюю» (античную) патину наиболее распространено.
В естественных условиях зеленая патина легче образуется непосредственно на чистой меди, если, например, скульптура из меди расположена на большой высоте, где отсутствуют сернистые соединения.
Цвета естественных патин зависят от состава бронзы и атмосферных условий, в которых находится бронзовая или медная скульптура, а также реагентов, которыми был тонирован металл искусственно.
Алюминий - один из важнейших металлов современности , нашедший самое широкое применение во всех областях техники, в архитектуре, изобразительном искусстве и в быту. Он находит все большее применение в прикладном искусстве и скульптуре.
Наиболее широко алюминий и его сплавы применяются для скульптуры, входящей в различные архитектурные сооружения. Применение скульптуры из алюминиевых сплавов распространено в современной архитектуре. Это объясняется многими соображениями: высокими антикоррозийными свойствами алюминия и его сплавов, не изменяющихся в условиях атмосферы современных городов, технологичностью и дешевизной этого металла, его высокими литейными свойствами, низкой температурой плавления (658°С), малой объемной массой (2/7 т/м3 ), сравнительной легкостью монтажа скульптуры на месте ее установки и, наконец, тем, что алюминий приобретает со временем красивую патину.
Для предохранения от коррозии и потемнения, для сохранения блестящей поверхности или для ее тонирования скульптура из алюминия и его сплавов обрабатывается в электролитической ванне (на аноде), после чего на поверхности металла образуется тонкая и прозрачная стекловидная пленка, отличающаяся высокой твердостью и придающая скульптуре приятный мягкий тон.
Характерной особенностью образующейся оксидной пленки является не только ее твердость и прозрачность, но и микропористость. Благодаря микропористости оксидная пленка может быть окрашена водным раствором специальных органических красителей, адсорбирующих в поры оксидной пленки; при этом окрашенная оксидная пленка не теряет блеска, присущего металлу. |